Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI в. в Голландии применительно к строителям мостов и дорог. Постепенно сфера деятельности гражданских инженеров расширилась. Усложнение технических задач, которые приходилось решать в ходе прогресса, привело к развитию специализированного инженерного образования. В XVII в. в Дании были созданы первые школы для подготовки инженеров-строителей. В XVIII в. этому примеру последовали в Великобритании, Франции, Германии и Австрии. В 1794 г. в Париже была открыта Политехническая школа. При организации этой школы были внедрены некоторые новые идеи.
В России в 1724 г. по предписанию Петра I в Москве было создано несколько архитектурных команд, ученики которых изучали арифметику, черчение, рисование и получали практические навыки по архитектуре, ремонту и перестройке зданий. По мере совершенствования мастерства их производили в сержанты, что давало право проектировать и строить, из сержантов – в гезелей (производителей работ).
В 1773 г. в Петербурге было учреждено Горное училище, студенты которого изучали проектирование и строительство каменных и деревянных плотин, шлюзов, фундаментов и т.д. В этом училище в начале XIX в. преподавал И.И. Свиязев – автор первого русского руководства по архитектуре (с основами строительного искусства). В горнозаводских школах Урала, особенно в Екатеринбургском училище, кроме горного производства, изучались также механика, архитектура, фортификация и другие предметы строительного искусства.
В начале XIX в., главным образом под влиянием французской Политехнической школы, в России наметился значительный прогресс в инженерно-строительном образовании. Для подготовки инженеров по строительству дорог и искусственных сооружений в 1809 г. в Петербурге был основан Институт корпуса инженеров путей сообщения. В институте изучались математика, геодезия, рисовальное искусство и архитектура, производство строительных работ, основы механики и гидравлики, составление проектов и смет и другие предметы, проводилась практика по строительству. Его окончили ставшие впоследствии известными учеными и инженерами, построившими крупные сооружения и создавшими научно-педагогические школы, М.С. Волков (строительное искусство), С.В. Кербедз и Н.Ф. Ястржембский (организаторы механической лаборатории по испытанию материалов), Ф.С. Ясинский (теория упругости), П.П. Мельников (прикладная механика), П.И. Собко, Д.И. Журавский и Н.А. Белелюбский (строительная механика).
Первым специализированным высшим учебным заведением по подготовке кадров для строительства инженерных сооружений в России было училище гражданских инженеров, основанное в 1832 г. в Петербурге. Изучение теоретических курсов сочеталось с практическими и лабораторными работами, курсовым проектированием, практикой на строительных объектах. В институте были созданы научно-педагогические школы по проектированию и строительству жилых, гражданских и промышленных зданий, санитарно-технических устройств и др.
В первой половине XIX в. русские инженерные институты пользовались личным покровительством императора и высших должностных лиц империи, что было уникальным для Европы. Только во Франции инженерное образование было таким же престижным. Вплоть до 60-х гг. XIX в. ни по числу, ни по качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира, исключая, пожалуй, Францию.
В середине XIX в. в Европе и России произошло разделение профессии архитектора на две: архитектора-художника – для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, – для постройки утилитарных зданий.
В начале XX в. в России развивалась дальнейшая специализация в подготовке инженеров строительного профиля, и с 1905 г. Петербургский политехнический институт стал выпускать инженеров-архитекторов, инженеров санитарной техники и инженеров-дорожников. В 1907 г. в институте открылось инженерно-строительное отделение, где сформировались научно-педагогические школы в области механики сыпучих тел, гидравлики и гидротехники.
Петербургский политехнический институт оказал особенно большое влияние на развитие инженерного образования в России. Это было крупное, великолепно оборудованное для своего времени учебное заведение. Параллельно с лекциями, читаемыми профессорами по тем или иным предметам, были предусмотрены часы для упражнений, в течение которых рассматривалось решение задач, иллюстрирующих теорию. Задачи, предлагавшиеся преподавателями на этих занятиях, издавались затем в виде книг, и некоторые из этих сборников переводились на иностранные языки и публиковались в технической литературе во всем мире.
Профессия инженера-строителя ценилась в России очень высоко: число молодых людей, желавших ее получить, было в несколько раз больше числа вакансий. Большинство инженерных учебных заведений при отборе студентов применяли конкурсные вступительные экзамены. Петербургский политехнический институт отбирал студентов на основе аттестатов об окончании школ, но требования все равно были очень высокими. Так, на некоторые отделения могли поступить только претенденты, окончившие среднюю школу с золотой медалью. С такой отобранной группой студентов было возможно поднять уровень обучения на этом отделении на очень высокую ступень.
По материалам: Шаламова Е.А. Эволюция концепции инженерно-строительного образования в России в контексте международного исторического опыта