Здание на северной опушке Булонского леса, там, где расположен Jardin d’Acclimatation, питомник, Ботанический сад, строилось долго и не без приключений. Проект Фрэнка Гери приняли сразу, а вот пока он его разрабатывал (меняя по два раза на дню, пока глава LVMH Бернар Арно не сказал: “Хватит, стоп!”), строительство пытались запретить, уверяя, что в старинном лесу Руврэ ничему новому не место. Напрасно строители объясняли, что да, полсотни деревьев будут срублены ради музея, но ведь четыреста будут высажены заново. В конце концов за проект Арно и Гери вступилась мэрия, зоилы отступили, и музей Fondation Louis Vuitton открылся для публики.
В итоге все скорее довольны тем, что над зеленью питомника поднялась именно эта прозрачная композиция из стеклянных панелей-парусов. В конце концов, в питомниках строятся оранжереи, пусть в данном случае это будет оранжерея искусства. Рассказывая о своем новом проекте, Гери говорил о “стеклянном облаке”. Правда, стеклянные облака в современной архитектуре почему-то всегда опираются на довольно увесистые костыли, которые и пугали соседей, но сейчас накрытое стеклянной вуалью здание кажется скорее украшением леса, чем незваным гостем.
Забыв об “облаке”, критики теперь поют о “парусах”, сравнивая форму панелей с раздувающимся под ветром спинакером. Но оболочку из двенадцати стеклянных плоскостей можно сравнить с чем угодно: с раскрывающимися крыльями стрекозы, стартующим воздушным шаром или меняющимся на глазах техносуществом из фильма “Трансформеры”. Нет лишь ощущения тяжести рядовой “коробки для искусства”.
Фрэнку Гери восемьдесят пять лет. Уже не младенческий, но вполне средний возраст для знаменитого архитектора. С этой работой он возвращается в Париж – после строительства в 1990-х здания американского культурного центра в Берси, ставшего теперь французской Синематекой. Но Fondation Louis Vuitton – здание нового, компьютерного времени, рассчитанное не архитекторами, а авиационными инженерами.
У создателей музея нет ни малейшего желания сделать из него крепость совриска, наглухо запертую между тщеславными выставками и недоступную публике, кроме как по “особому приглашению”. Это будет постоянно открытый публике культурный центр с библиотекой, зрительным залом на триста пятьдесят человек и даже рестораном с видом на Булонский лес. А главное то, что здание, появившееся в качестве оболочки для коллекции Fondation Louis Vuitton, станет еще одним его экспонатом – еще одним произведением современного искусства в Париже.