Очередным лауреатом Притцкеровской премии стал японский архитектор Сигэру Бан. Он прославился сооружениями из строительного и бытового мусора, в разнообразии использования которого ему нет равных. Один из первых известных его проектов — лагерь для беженцев в Руанде (1994): картонные трубки, ткань, целлофан, линолеум. Все самые заметные последующие — постройки для пострадавших от чего-либо, например от землетрясений в Японии (1995), Китае (2008) и Новой Зеландии (2011). Все эти проекты как будто соответствуют моменту: они откровенно некрасивы и подчеркнуто аскетичны. Но эти же качества присущи и другим работам архитектора, и филиал Центра Помпиду в Меце (2010) не стал исключением.
Все, что делает Сигэру Бан, очень отличается от того, за что Притцкеровскую премию давали другим архитекторам (а в их числе, как известно, и Норман Фостер, и Заха Хадид). В его проектах нет индивидуальности, нет и намека на роскошь. Всего этого, наверное, и не должно быть, если ты строишь временное пристанище для беженцев. Правда, затраты на такие пристанища получаются немалыми. В общем, все как в современном искусстве: работы, оцениваемые в миллионы долларов, легко перепутать с мусором, как недавно случилось с очередной прославившейся на весь мир уборщицей.