Почему слуховое окно называется «слуховым»

Окно слуховое – это вертикальное окно, выступающее из ската крыши или располагаемое в щипцовой стене (словарь «Строительство» Д. В. Артюховича). Разновидностями слухового окна являются: мансардное и «летучая мышь». Согласно толкованию Владимира Даля, термин произошел от слова «слух», которое ранее имело значение «продушина», «отверстие», «проём для слуху», хотя, как он сам подмечал, «слушать там нечего». Назначение таких окон – освещение и проветривание чердака.

Есть юмористическая легенда происхождения этого термина, которая связана со строительством «Экзерциргауза» в 1817 году, больше известного как «московский Манеж». Говорят, что кровельными работами на объекте руководил некий мастер Слухов. По легенде, этот самый мастер решил сэкономить на проекте здания, разработанном инженером Августином Бетанкуром, и «оптимизировал» конструкцию крыши, исключив окна для проветривания.

Следует отметить, что конструкция крыши Манежа была необычной и состояла из тридцати деревянных ферм с уникальным по тем временам пролетом 45 м, которые образовывали единую пространственную систему. Снизу к фермам крепился подвесной потолок. Говорят, что летом, вследствие отсутствия вентиляции, чердак нагрелся до такой степени, что подвесной потолок в зале Манежа деформировался и потрескался.

Когда информация о происшествии дошла до высшего руководства города (по другой версии – до самого Александра I), ситуацию пришлось срочно исправлять. Естественно, работать пришлось много, быстро и бесплатно. Очевидно, рабочие во время реконструкции крыши, не раз вспоминали и обсуждали мастера Слухова. С тех пор такие окна и стали называть «слуховыми».

Документального подтверждения этой легенде не существует, хотя известно, что проблемы с крышей в Манеже действительно были, а в 1819 году крышу реконструировали, увеличив количество ферм с 30 до 45. В литературе же можно найти упоминание термина «слуховое окно» задолго до строительства Манежа. Выражение «слуховое окно» упоминается в произведениях русских писателей Матвея Комарова «История Ваньки Каина» (1779 год) и Василия Нарежного «Российский жилбаз» (1814 год). В обоих случаях под этим выражением понимается именно окно в крыше здания.