СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ в композиции

Симметрией мы называем одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к наиболее сильным средствам организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин её активного воздействия на восприятие.

Простейший вид симметрии – зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Плоскость симметрии в произведениях архитектуры, как правило, вертикальна, также как вертикальна плоскость симметрии тела человека. В горизонтальной проекции строго дисциплинируется расположение частей здания и его деталей, по вертикали развивается свободное и разнообразное чередование элементов и их частей.

Симметрия сооружения связывается с организацией его функций. Проекция плоскости симметрии – ось здания – определяет обычно размещение главного входа и начало основных потоков движения. Симметрия не может быть оправданной, если построению плана насильственно подчиняется несимметричная по своей природе система жизненных процессов. Не может быть оправданием симметрии и одинаковое по отношению к оси расположение неравноценных функций. Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчёркивает его значимость, усиливая соподчинённость частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого.

Симметрия – многообразная закономерность организации формы здания, эффективное средство приведения её к единству. Однако применение симметрии в архитектуре должно быть поставлено в зависимость от целесообразной организации жизненных процессов и логики конструкций. Симметричные формы могут производить впечатление волевой организованности, величественности. Но вместе с тем симметрия сковывает, жёстко регламентирует не только здание, но и самого пользующегося им человека.

Симметрия как средство организации формы не имеет смысла, если она не воспринимается хотя бы с одного направления.

Дисимметрия – явление, широко распространённое в живой природе. Она характерна и для человека. Человек дисимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют плоскость симметрии. Дисимметрия сказывается в лучшем владении одной из рук, в несимметричном расположении сердца и многих других органов, в строении этих органов.

Дисимметрии человеческого тела подобны и отклонения от точной симметрии в архитектуре. Обычно они вызываются практической необходимостью, тем, что многообразие функций не укладывается в пределы жёстких закономерностей симметрии. Иногда такие отклонения дают основу острого эмоционального эффекта.

Уничтожение даже мелкой детали в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе. Любое отклонение становится привлекающим внимание и беспокоящим акцентом. Такое воздействие нарушенной симметрии может быть использовано как художественное средство.

примеры работ по  композиции симметрии и асимметрии на рисунках

СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ в композиции

СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ в композиции

СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ в композиции

СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ в композиции

СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ в композиции

СИММЕТРИЯ И ДИСИММЕТРИЯ в композиции