Вы знаете, какой мост из кирпича – самый большой в мире? Если нет, желаем приятного чтения!
До эпохи стали и бетона кирпичи и камни были единственными материалами, доступными архитекторам и проектировщикам мостов, которые ставили задачу связать два берега реки или долины с помощью конструкции, которая была бы одновременно прочной и долговечной.
Хотя эти древние строительные материалы и уступают качественной стали, они отвечали потребностям времени. Действительно, каменные мосты практически неразрушимы. В Европе и Азии есть множество каменных и кирпичных виадуков, возраст которых насчитывает сотни, а иногда и тысячи лет. Они легко переживут многие из наших современных стальных мостов.
Виадук долины Уз. Фото: 1
К середине XIX века железо и сталь в значительной степени заменили камни и кирпичи в качестве строительного материала. Металлы – пластичный материал, что позволяет инженерам производить бесконечное разнообразие форм, также они устойчивы к огню. Стальные мосты можно сделать более прочными и высокими, менее дорогостоящими в строительстве и состоять они могут из длинных безопорных пролетов.
Но каменные мосты, построенные в несколько арочных пролетов, имеют одно большое преимущество – они могут выдерживать бо́льший вес, чем мост из стали. На самом деле, чем больше веса приходится на арочный мост, тем прочнее становится его конструкция. После ряда трагических аварий с чугунными мостами, приведших к большим человеческим жертвам, железнодорожные инженеры начали строить мосты в основном из кирпича, и это продолжалось вплоть до ХХ века.
Один из лучших примеров железнодорожного моста викторианской эпохи – виадук в долине Уз, построенный в 1842 году. Виадук над рекой Уз расположен между городами Хейвордс-Хит и Балкомб в Сассексе. 500-метровый мост построен из традиционного красного кирпича и гладкого известняка более светлого цвета.
Виадук долины Уз. Фото: 2
Строительство виадука в долине Уз было масштабным мероприятием, для которого потребовалось около 11 миллионов кирпичей, многие из которых доставлялись через Ла-Манш из Нидерландов, в дополнение к паре миллионов кирпичей, изготовленных на месте. Канский камень, используемый для парапетов, колпаков для пирсов и павильонов, был привезен из французской Нормандии.
По виадуку до сих пор ежедневно курсируют поезда между Лондоном и Брайтоном.
Виадук долины Уз. Фото:3-4
Хотя 11 миллионов кирпичей – это очень много, виадук в долине Уз не самый большой кирпичный мост в мире. Этот титул принадлежит виадуку Гёльч иили Гёльчтальбрюкке в северной Саксонии, примерно в 4 км к западу от немецкого города Рейхенбах-им-Фогтланд. Построенное в 1851 году, это циклопическое сооружение пересекает долину реки Гёльч и имеет высоту более 78 метров, опираясь на многочисленные арки, распределенные на четырех уровнях. Некоторое время он был самым высоким железнодорожным мостом в мире.
Виадук Гёльч, самый большой кирпичный мост в мире. Фото: 5
Проектировщик моста Иоганн Андреас Шуберт решил использовать кирпичи вместо гранита из-за обилия суглинка в окрестностях, что позволило быстро и экономично производить кирпичи. Более 20 кирпичных заводов вдоль железнодорожной линии занимались производством кирпича, и в совокупности произвели более 26 миллионов кирпичей для моста.
Виадук Гёльч. Фото: 6-7
Но и это еще не всё. Примерно в 10 километрах к югу от Гёльчтальбрюкке находится второй по величине кирпичный мост в мире – виадук Эльстер. На его строительство ушло 12 миллионов кирпичей. Он всего на 9 метров меньше по высоте, чем виадук Гёльч, но в два раза короче.
Виадук Эльстер, второй по величине кирпичный мост в мире. Фото: 8