Японский архитектор, покоривший мир круглым детским садом, рассказал, как воспитывает новое поколение в своей команде.
У вас свое бюро. Вы предпочитаете нанимать в него молодых ребят, которые только закончили университет, или специалистов с опытом?
У нас относительно небольшое бюро и устоявшийся коллектив, поэтому мы редко пополняем штат. Но когда мы все же принимаем новых людей, мы, однозначно, предпочитаем работать с только начинающими свою карьеру архитекторами, вчерашними студентами. Понимаете, у нас особое видение на архитектуру и переделывать людей, которые уже имеют свой багаж знаний, свое четкое мнение, достаточно сложно. Это требует больших усилий и временных затрат с нашей стороны, неудобно и трудно для новых сотрудников, а результат не гарантирован, потому что человек может так никогда и не совпасть с нами по духу.
То есть вы предпочитаете работать с чистого листа. А в чем главная проблема или недостаток работы с молодежью?
Временные затраты. Вчерашний студент для любой компании, особенно небольшой и творческой, где каждый человек на счету, — очень долгосрочные инвестиции. Чтобы новичок стал действительно полезным членом команды, уходит в среднем три года, а чтобы он стал действительно ответственным и мог курировать проект или направление — пять.
Какое главное качество успешного архитектора? И какие люди могут влиться в ваше бюро?
Реальная ценность архитектуры зависит от степени достижений общества и жизни людей. Архитектор, который равнодушен или невнимателен к потребностям заказчика, не может быть хорошим. Как архитектор вы создаете среду, в которой будут жить люди, и в чем-то диктуете какой будет их жизнь. Вы всегда должны исходить из того, что действительно нужно вашему клиенту.
Например, когда мы работали над проектом больницы Соеджима, мы предусмотрели панорамное остекление вместо традиционных окон. Ведь лежачие больные или люди в инвалидных креслах не могут выглянуть из окна. Это значит, что они могут смотреть только вверх, в небо. А между тем, вид на землю, людей, протекающую внизу жизнь, повышает стремление выздороветь.
Когда мы проектировали детский сад, я смотрел на своих детей, я знал, что они любят, что может быть им интересно. Именно детям предстояло пользоваться этим объектом, и значит, как архитектор я должен понять потребности моих маленьких заказчиков.
В современном мире постоянно появляются новые материалы, способы проектирования, программы визуализации и т.д. Как архитектору все время быть в курсе этих изменений? Нужно ли ему дополнительное обучение?
Я считаю, что архитектор должен учиться всю жизнь, в том числе во время работы, обмена мнениями с коллегами. Да, компьютер оказывает на нашу жизнь большое влияние, и конечно, мы постоянно пользуемся его программами, техническими средствами изображения, компьютерной графикой, но это только инструменты. Архитектор должен владеть ими, но не идти у них на поводу.