Важную роль в жизни шизоида играет фантазия. Она создаёт как бы второй план жизни, параллельный обыденной реальности. Через неё открывается аутистическая интуиция – ощущение близости с чем-то нереальным, высшим, прекрасным.
Шизоидной психике свойственен транс, изобилующий внутренними образами – «сновидные» состояния. Иногда шизоид погружается в них «с головой», отрешаясь от окружающего. Это центральная способность шизоидного характера. Она порождает особый способ коммуникации с миром, а также механизм психологической защиты (эскапизм, уход от реальности). Проявляясь в лёгкой форме, такие состояния сопровождают повседневную жизнь шизоида. Они чутко отзываются на реальность или закрывают её. Творческая работа шизоида использует этот ресурс, питается им.
Стремление запечатлеть на холсте игру фантазии встречается не только у шизоидных художников. Вообще, одна из главных функций искусства – «функция ирреального» (Г.Башляр). Но аутистическое искусство придаёт фантазии радикальный смысл. Она призвана нащупать контакт с неким особым измерением – «неземной» реальностью. Эта грань шизоидной эстетики получила развитие в эпоху романтизма.
Аутистическая фантазия создаёт «миры» – сказочные, фантастические или абстрактно-символические. «Миры» противопоставлены реальности: они идеальны, в них нет ничего обыденно-приземлённого, а только интенсивная красота, гармония, возвышенная страсть. Но иногда их «прорезает» дисгармония, надлом. Так выражается частый у шизоидов душевный конфликт – несовпадение внутреннего и реального мира.
Сюжеты, разворачивающиеся в мире шизоидной фантазии, обычно мистические и/или романтические с примесью эротики. Шизоидная фантазия сравнительна проста, она не бывает по-настоящему вычурной, зловещей, расщеплённой, как психотическая фантазия шизофренических людей. Для зрелых шизоидных художников нехарактерны сюрреалистические эксперименты с искажённой телесностью.
Иногда художественная манера шизоидов подчёркивает «фантазийность» образов, словно художник настаивает на их нереальности. Фантазия по природе динамична, и подвижность образа может быть связана с его «грезоподобием» (ускользающие видения). Для мистических сюжетов и настроений характерна зыбкость, туманность, таинственная непроявленность изображения.