Великий канал

Древнейшее, самое протяженное и, при этом, ныне действующее гидротехническое сооружение мира находится в Китае. Это — Великий канал. Его протяжённость — 1782 км, а со всеми ответвлениями — 2470 км.

Вода всегда играла огромную роль в жизни земледельческого Китая. Очень давно в стране возникла потребность управлять своевольной водной стихией. Наряду с задачей «обуздания рек», остро стояла проблема безопасности судоходства. Кроме того, великие реки Китая – Хуаньхэ и Янцзы – текут с запада на восток, и еще в древние времена возникла потребность проложить водный путь, который соединил был север и юг страны.

Великий канал строился на протяжении трех исторических периодов. Самый древний его участок, длиной 225 км, начал сооружаться на последнем этапе существования государства Чжоу, предположительно в 6 в. до н.э. Этот участок соединяет реку Янцзы с бассейном реки Хуайхэ. Соответствующий этому старому каналу участок современного Великого канала пролегает от города Циньцзян (в провинции Цзянсу) до реки Янцзы (в районе Янчжоу). Он включает ряд озер, входящих в бассейн реки Хуайхэ. Уровень воды в этом месте регулируется плотинами, здесь по каналу могли передвигаться небольшие суда.

Приблизительно через 1200 лет канал был достоен в южной части на расстояние в 400 км – до города Ханчжоу в провинции Чжэцзян. При прокладке этого участка, строительство которого было завершено приблизительно к 610 г. н.э., потребовалось прочистить и соединять некоторые уже существовавшие в этом месте короткие каналы и, кроме того, проложить маршрут по большому озеру Тайху.

К северу от Циньцзяна строительство большей части канала закончили при Хубилае (первом императоре монгольской династии Юань), полководцы которого завоевали Ханчжоу. Хубилай попытался наладить пути сообщения между своими южными владениями и столицей – Ханбалык (так монголы называли тогдашний Пекин). Продлевать канал на север начали, вероятно, в 1279 г. и повели его через озера. На этой трассе пришлось возводить плотины и строить шлюзы, так как существовала необходимость регулировать уровень воды. Уровень воды отличался в озерах. Северную часть Великого канала назвали «Чжа Хэ» – рекой шлюзов. Канал вошел в состав провинции Шаньдун, там канал довели до Дунпина; на участке между этим городом и Цзинином судоходство нередко затрудняется из-за недостаточного притока воды в русло канала. Приблизительно к 1300 г. н.э. канал продлили до города Линьцзин, что на реке Вэйхэ, в северном Шаньдуне.

В конце правления династии Юань, Великий канал протянули еще дальше на север, в провинцию Хэбэй, где у города Тяньцзинь его воды смешались с водами реки Бэйюньхэ. Участок канала между реками Вэйхэ и Бэйюньхэ судоходен круглый год. Далее канал пошел по руслу реки Бэйюньхэ против течения и достиг населенного пункта Тунсянь, что 24 км восточнее Пекина. Во времена империи Мин (1368–1644 гг.) канал существенно улучшили, и те его участки, которые пришли в негодность, вновь сделали судоходными.

С развитием железных дорог в конце 19 и начале 20 в. Великий канал утратил свое былое значение. На землях, по которым пролегал его маршрут, не раз случались разрушительные наводнения, а в середине 19 в. река Хуанхэ поменяла русло и стала впадать не в Желтое море, а в залив Бохайвань на севере Шаньдуна. Жесточайший разлив реки Хуайхэ в 1931 и опустошительные военные действия в период с 1937 по 1949 довели Великий канал до состояния полнейшей разрухи. В 1949, когда был образован новый Китай, по нему могли ходить лишь джонки.

В конце правления династии Юань, Великий канал протянули еще дальше на север, в провинцию Хэбэй, где у города Тяньцзинь его воды смешались с водами реки Бэйюньхэ. Участок канала между реками Вэйхэ и Бэйюньхэ судоходен круглый год. Далее канал пошел по руслу реки Бэйюньхэ против течения и достиг населенного пункта Тунсянь, что 24 км восточнее Пекина. Во времена империи Мин (1368–1644 гг.) канал существенно улучшили, и те его участки, которые пришли в негодность, вновь сделали судоходными.

С развитием железных дорог в конце 19 и начале 20 в. Великий канал утратил свое былое значение. На землях, по которым пролегал его маршрут, не раз случались разрушительные наводнения, а в середине 19 в. река Хуанхэ поменяла русло и стала впадать не в Желтое море, а в залив Бохайвань на севере Шаньдуна. Жесточайший разлив реки Хуайхэ в 1931 и опустошительные военные действия в период с 1937 по 1949 довели Великий канал до состояния полнейшей разрухи. В 1949, когда был образован новый Китай, по нему могли ходить лишь джонки.

Гораздо более важную роль Великий канал будет играть именно как средство снабжения севера страны водой в сельскохозяйственных и промышленных целях. Китайские эксперты предполагают, что к 2030 году, когда население страны достигнет 1.6 миллиарда человек, водные ресурсы на душу человека составят 1760 кубических метров. А по международным стандартам минимально допустимый уровень составляет 1700 кубометров. По мнению директора Института охраны земельных ресурсов Академии наук КНР Ли Жуя, потребление воды в Китае достигнет пика к 2030 году, и если не будут приняты эффективные меры, то в будущем страна столкнется с кризисом.

Великий канал – это не только транспортная и водная артерия. Но это еще и великолепный памятник истории, соединяющий прошлое и настоящее Китая.

Интересно, что астронавт Уильям Поуг, будучи на борту Скайлэба, первоначально подумал, что увидел Великую Китайскую стену, но оказалось, что он видел Великий канал Китая. 22 июня 2014 года Великий канал включён в реестр объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

#гидротехнические_сооружения #китай

Великий канал

Великий канал

Великий канал

Великий канал

Великий канал

Великий канал

Великий канал

Великий канал

Великий канал

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях