Архитектурный журнал ADCity

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ЗАХИ ХАДИД «Я пробила барьеры, но это была долгая борьба.

Заха Хадид рассказывает: «Обычно начинаю работать с эскизов.

Это сделало меня жестче и более точной – и может быть, это отражается в моей архитектуре… Женщине в архитектуре нужна уверенность…»

Заха Мохаммад Хадид была известна даже тем, кто не особо интересовался архитектурой и дизайном. Не удивительно, ведь ее здания всегда привлекали особое внимание. Гениальность проектов Хадид была признана и на профессиональном уровне.

В 2004 году Заха Хадид оказалась первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию — награду, которую каждый год вручают за особые достижения в области архитектуры. Ее проект Центра Гейдара Алиева получил премию “Дизайн года” Британского Музея дизайна. В 2015 году Хадид получила золотую медаль Riba Королевского института британских архитекторов, и в этот раз став первой женщиной, которую наградили такой престижной наградой. Несмотря на то, что стиль Захи Хадид профессионалы называют деконструктивизмом, общество этому дает другое определение — «инопланетный». Учитывая обтекаемые формы и плавные линии зданий британского архитектора — такое определение имеет под собой основания.

Детство и семья
Заха Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде. Отец Захи был успешным предпринимателем и политиком, а мать — художником.

Мохаммед — отец Захи, закончил Школу экономики в Лондоне, после чего вернулся в Ирак. Там он основал Народную Демократическую Партию, которая проповедовала идеи модернизации страны. Благодаря успешности в своем деле, отец семейства давал детям все, что требовалось для хорошего воспитания.

Именно мать, Ваджиха Сабонджи, начала впервые заниматься с дочерью рисованием. Архитектор позже отмечала, что именно познание живописи привело ее к радикальному подходу в развитии архитектуры.

Заха была младшим ребенком в семье. О старшем брате — Хаитаме, известно не так уж и много. Средний — Фулат, свою жизнь посвятил дипломатии и исследованию проблем Ближнего Востока в Оксфордском университете. Он стал автором книги “Демократический момент Ирака”.

Образование
Будучи мусульманкой, Хадид училась во французской католической школе в столице Ирака — Багдаде.

В 1972 году произошел один из важных моментов в жизни Хадид. Заха поступила в школу Архитектурной Ассоциации в Лондоне, которая является одной из лучших в мире архитектуры. Там ее преподавателем был голландский теоретик Рем Колхас.

Преддипломная работа Хадид в школе АА называлась “Тектоник Малевича” — это был проект гостиницы с клубом, находящимся на мосту.

Карьера
В 1980 году Заха открыла собственную компанию — Zaha Hadid Architects. Но долгое время фирма занималась небольшими заказами, поскольку заказчиков смущал нестандартный подход архитектора. Такая рутина продолжалась целых десять лет, пока Хадид не получила заказ на строительство пожарной части Vitra в Германии. После строительства здания о Хадид наконец-то заговорили, как о мастере деконструктивизма.

В середине 90-х в Кардиффе проводился конкурс на строительство Оперного театра. Его победителем стала Заха Хадид. Но общественность не восприняла эту победу, поэтому заказчик назначил новый конкурс, и… Заха снова стала первой среди 268 коллег. В результате заказчик отказался от проекта — это был большой удар для Хадид. В тот момент ее карьера опустилась ниже некуда.

После получения Притцкеровской премии в 2004 году Заха Хадид начала отходить от классического деконструктивизма, добавляя в свои проекты все больше и больше плавных линий и бесшовных форм. С начала XXI века она стала одной из самых авторитетных архитекторов современности.

В 2005 году центральное здание BMW, спроектированное Хадид, становится лучшей постройкой года в Германии. Все потому, что конвейер с автомобилями находился над администрацией, а не наоборот, как это было всегда. Это была революция в организации рабочего пространства.

В 2012 году Заха получила звание Дамы-Командора Ордена Британской Империи. Конечно же, до этого, женщины не удостаивались такого звания. Тогда она сказала: «Я пробила барьеры, но это была долгая борьба. Это сделало меня жестче и более точной – и может быть, это отражается в моей архитектуре… Женщине в архитектуре нужна уверенность…»

«В нашей культуре осмотрительности и скромности, творчество Захи Хадид — определенно не скромно. Она – сама противоположность скромности. Ее громогласная критика плохо выполненной работы или глупости… характерна для серьезности, с которой она относится к делу. Небрежность и заблуждения причиняют ей боль, и она не умеет играть в удобную британскую игру в банальную болтовню, которую предпочитают использовать как «буфер» многие успешные или могущественные люди. Ее методы и, возможно, большая часть ее психологии остаются месопотамскими и довольно пугающими, но при этом вполне ясными» — так говорил о Захе Хадид архитектор Питер Кук.

Других слов и не нужно.

Источник: FAQinDecor

Exit mobile version