А вы знаете знаменитый пруд, который почему-то все называют во множественном числе? Да, мы говорим о Патриарших прудах. Откуда взялось такое называние? Сейчас расскажем.

Вернемся в прошлое.

Когда-то на месте пруда и возле него было Козье болото. Вероятно, его назвали так потому, что рядом находился царский Козий двор, который поставлял шерсть к царскому и патриаршему дворам.

Кстати, вот и объяснение, почему близлежащие переулки называются Большой, Средний и Малый Козихинские.

Так вот, из Козьего болота брал начало ручей Черторый, который тёк бурно через нынешний Гоголевский бульвар к Москве-реке. Интересно, что также отсюда выходили левые притоки реки Пресни — Кабанка и Бубна, образовавшие Пресненские пруды на территории Московского зоопарка.

А в начале 17 века здесь расположилась резиденция патриарха Гермогена. Болото осушили, и выстроили Патриаршую слободу с домами и церквями. На месте болота вырыли три пруда для разведения рыбы. В них разводили дорогие сорта к патриаршему столу, а на оставшемся Козьем болоте — дешёвую.

Кстати, по этим трем прудам и назвали расположенный неподалёку Трехпрудный переулок.

Но когда Петр Первый отменил патриаршество и учредил Синод, слобода постепенно стала приходить в упадок. И снова пруды без должного ухода превратились почти в прежние болота. Именно поэтому в начале 19 века два пруда зарыли, а один сделали декоративным и разбили вокруг него сквер. Зимой катались на катке. Сам Лев Толстой привозил сюда кататься на коньках своих дочек.

В 1924 году Патриарший пруд переименовали в Пионерский. Действительно, какие-такие патриархи в СССР? Таким он и оставался до конца 1990-х.

А теперь – к загадочному зданию.

Возле стоит маленький павильон с огромными окнами и колоннами. Это новое сооружение, построенное в 1986 год архитекторами «Моспроекта-2». Старый же павильон появился здесь еще в 1938 году.
А все из-за того, что в 1929 году вокруг Патриаршего пруда прошла линия московского трамвая, а во второй половине 1930-х рядом проложили поворотный круг пассажирского трамвая и трассу грузового.

Кстати, не случайно, что Булгаков помещает своих героев и трамвай именно в это место в самом начале романа «Мастер и Маргарита».

Для отдыха водителей «Трамвай-Трест» в 1938 году строит деревянный «павильон-грелку». В нем был буфет и раздевалки. Он настолько подходил к окружающей застройке, что, когда в 1940-е трамвайные пути в этих местах разобрали, павильон сохранили и использовали как раздевалку для катка.

В 1986 году здание решили перестроить и сохранить не только внешний вид, но и использовать лепнину, рельефы и модули старого. Новый павильон получился немного больше по объёму прежнего, к тому же каменный, но повторяет своего прототипа.

У нас есть несколько исторических фотографий:

1. Заготовка льда на Патриаршем пруду, 1900 год;
2. На открытии катка Русского гимнастического общества, 1903 год;
3. Каток на Патриарших прудах, 1900-1915 год;
4. Патриаршие пруды, 1913 год;
5. Патриаршие, 1930 год;
6. Пионерские пруды, 1950 год;
7. Сквер у Пионерских прудов (Патриарших прудов), 1970 год;
8. Патриаршие пруды без воды и перестроенный павильон, 1985 год;
9. Отремонтированный павильон, наши дни;
10. Патриаршие пруды, наши дни.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!