Каждый день миллионы людей ездят на метро, чтобы за короткое время добираться из точки А в точку Б. Под землей нет пробок и светофоров, поэтому самый длинный маршрут именно на метро сейчас составляет не более 1,5 часов. Но с чего все начиналось?

Интересно, что первые предложения по созданию подземки в Москве появились ещё в 1875 году!

Тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но мысли так и остались мыслями — до проекта дело не дошло.

В 1902 году инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре предложили первый проект сметной стоимостью 155 млн рублей. В рамках него единая линия метро должна была соединить Замоскворечье с Тверской заставой.

Однако и тут не получилось. Городская дума отклонила его, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Тогда чиновники усомнились в проработанности проекта. Да и зачем какая-то подземная линия, когда в столице была развита сеть трамваев.

Конечно, нельзя забывать и то, что именно трамваи приносили огромный доход в казну, а со строительством метро количество денег сократилось бы…

Но в том же 1902 году инженеры путей сообщения А. И. Антонович, Н. И. Голиневич и Н. П. Дмитриев разработали проект Московской городской железной дороги.

В отличие от проекта Кнорре и Балинского, он предусматривал как подземные (в центре города), так и надземные линии по грунту или на эстакадах — на окраинах. Планировались четыре радиальных ветки и одна кольцевая по трассе Камер-Коллежского вала с пересадками.

В итоге в 1913 году Московская городская управа разработала свой проект подземной железной дороги. Она состояла из трёх подземных диаметров:

— Таганско-Тверского — от Тверской заставы до Калитников;
— Арбатско-Мясницкого — от Каланчёвской площади до Брянского (Киевского) вокзала;
— Виндавско-Замоскворецкого — от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ.

Кстати, известен даже детально проработанный проект электротехника М. К. Поливанова от 1916 года. Тоннели трёх подземных диаметров соединялись с путями магистральных железных дорог, пригородные участки которых должны были работать на электричестве.

В 1923 году к реализации проекта московского метро сметой в 30 млн рублей на правах концессии приступила немецкая компания Siemens Bauunion GmbH, — как и многие инфраструктурные проекты периода НЭПа московский метрополитен был не муниципальным предприятием, а Предприятием с иностранными инвестициями.

Вообще концессионные соглашения, как мы поняли, предполагали строительство объекта иностранной организацией за свой счет и получение с нее прибыли.

К 1925 году немецкий проект, включавший 80 км тоннелей и 86 станций, был готов. Однако денег на реализацию не нашли, и проект Siemens Bauunion GmbH остался на бумаге.

В 1925 году также был разработан проект Мясницкого радиуса, но он тоже не был осуществлён.

В итоге 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада первого секретаря Московского горкома партии Лазаря Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена.

Положение о Метрострое утвердил 13 сентября 1931 года Совнарком РСФСР, а 2 октября — Совнарком СССР.

Первым главой Метростроя стал Павел Роттерт. И конечно же, основой советской подземки стал изменённый проект Siemens-Bauunion, предполагавший строительство открытым способом. Где это было невозможно (под домами, железными дорогами), наметили сооружение тоннелей от вертикальных шахт.

И уже в 1933 году утвердили технический проект первой очереди метрополитена. Тогда же трест Метрострой начал основные строительные работы.

Кстати, первый маршрут разработали, исследовав пассажиропоток московского трамвая: подземкой решили повторить самые напряжённые его линии.

А об основном строительстве сняли фильм еще в первый год открытия метро — в 1935-ом. И мы нашли эту черно-белую пленку. Давайте посмотрим вместе, вся лента основана на документальных кадрах: https://youtu.be/0tQ3gf38pVE

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews