Предлагаем сегодня прогуляться по Смоленскому бульвару и свернуть в Глазовский переулок, где увидим особняк, считающийся первым московским зданием в стиле модерн.
История здания началась еще в 1894 году, когда владелица этого участка К.Е. Максимова получила разрешение на замену деревянных построений каменными. Однако к строительству она так и не приступила, и вскоре продала усадьбу архитектору Льву Николаевичу Кекушеву.
Он окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, перебрался в Москву в 1890 году, уже к концу 1890-х годов стал одним из самых известных и востребованных московских зодчих. Он выполнял проекты для состоятельных заказчиков — Матвея Кузнецова, Саввы Мамонтова, наследниц Герасима Хлудова, что приносило ему солидный доход.
Кекушев собственноручно начертил проект будущего дома и получил разрешение на строительство. В мае 1898 года развернулись работы по возведению особняка. Через десять месяцев — в феврале 1899 года — строительство было окончено.
Кроме особняка в задней части двора построили служебный корпус, который включал в себя:
— конюшню;
— каретный сарай;
— помещения для кучеров и дворников;
— сарай для дров;
— ледник.
Многие декоративные приемы архитектор Кекушев применил впервые, так они стали авторскими и предопределили индивидуальную лексику «кекушевского» модерна.
Именно в этом строении Кекушева появились оригинальные «перспективные» порталы и наличники. Особняк облицован боровичским кирпичом палево-желтого оттенка, а балкон, парадный вход и обрамления окон отделаны светлым тарусским мрамором.
Вообще главная фишка модерна и этого здания – отсутствие одинаковых по форме и размерам окон. Особенно эффектны здесь они на выступающей части фасада с геометрическим декором по бокам, но, тем не менее, создают впечатление единого целого.
Кроме окон в глаза бросаются и другие красочные детали. К примеру, в арочной нише над дверью расположена мозаика с изображением подводного царства. В правом нижнем углу мозаичного панно видно латинские буквы «W. W.» — на основе этой монограммы авторство мозаики приписывают Вильяму Валькоту, известному архитектору модерна, самая крупная работа которого – фасады гостиницы «Метрополь».
В скором времени у особняка появился новый хозяин — племянник богатого московского промышленника немецкого происхождения Густава Ивановича Листа. Отто Адольфович был директором одного из заводов акционерного общества «Густав Лист», занимался преподаванием в Комиссаровском Техническом училище.
Существует красивая легенда, что Кекушев построил особняк для себя, но Отто Адольфовичу Листу, так понравился этот особняк, что он предложил архитектору за него такую цену, что Лев Николаевич не устоял и продал свое творение.
Впрочем, есть версия, что строительство особняка на продажу стало для Кекушева своего рода творческим и экономическим экспериментом, на который его натолкнуло начавшееся в тот же период сотрудничество с предпринимателем Саввой Мамонтовым и его Северным домостроительным обществом. Они намеревались массово возводить «под ключ» и продавать дорогое жильё в Москве в «новом европейском стиле», который, по мысли Саввы Ивановича, мог привлечь передовых состоятельных покупателей, следящих за тенденциями Запада.
Где-то к 1908 году О.А. Лист продает владение Наталии Кусевицкой, дочери московского миллионера-чаеторговца и жене Сергея Кусевицкого, известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра.
При Кусевицких в этом особняке бурлила музыкальная жизнь: здесь выступали Шаляпин, Собинов и Нежданова; за роялем сидели Танеев, Рахманинов, Прокофьев, Рубинштейн; гостили композиторы А.Скрябин и Клод Дебюсси.
Но семье Кусевицких пришлось покинуть усадьба из-за переезда в другую страну.
В феврале 1917 года пустующий особняк Кусевицких был приобретен Алексеем Павловичем Мещерским, известным как «Русский Форд». Он был крупным банкиром и промышленником, владельцем Сормовского и Коломенского заводов, которые объединил в трест «Коломна — Сормово».
После Октябрьской революции Мещерский предложил Ленину создать смешанные тресты, сохраняя свою долю в заводах, но Владимир Ильич прекратил с ним обсуждения, назвав его «архижуликом». Вскоре Мещерского арестовали, а заводы национализировали.
В 1919 году в особняк переселилась детская библиотека имени А.Н. Островского, которая была переименована в 1926 году в честь Надежды Константиновны Крупской. Позже библиотеку перевели на другую улицу, а в особняке открыли детский сад.
С послевоенного времени до конца 1990-х годов здание занимало посольство Аргентины, а в 1992 году стало памятником архитектуры местного значения.
В 2003 году здание передали представительству правительства Калужской области, которое по сей день является его собственником.
Особняк Листа до сих пор радует глаз своим внешним видом, который можно любоваться в любое время по Глазовскому переулку, дом 8.
А теперь фотографии:
1) Глазовский переулок. Дом Листа, 1910-1915 гг.
2) Строение в 1917-1920 гг.
3) Особняк Листа в Москве, 1970-1986 гг.
4) Мозаика В.Ф. Валькота над главным входом в дом О.А. Листа, 1985-1988 гг.
5) Здание в 1987 г.
6) Городской особняк Листа-Кусевицкой, 1996 г.
7) Здание в 2016 г. Источник: livejournal vladimirdar
8) Особняк Листа в 2018 г. Источник: livejournal vladimirtan
9) Балкон, 2018 г. Источник: livejournal vladimirtan
10) Представитель модерна в 2023 г. Источник: osobnyaki. com
Автор — Елизавета Дмитриева
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews