Масштабная реконструкция центра Москвы в советские годы не только изменила облик столицы, но серьезно перестроила ее инфраструктуру. Немалую роль в этом сыграло строительство Новоарбатского или Калининского моста.

А началось все так.

Соединение будущего Кутузовского проспекта с центром города предусматривал еще Генплан 1935 года. Проектирование самого моста началось в 1939 году. Тогда несколько архитекторов представили свои эскизные проекты.

Победил вариант Александра Власова и Николая Колли. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, поэтому о благоустройстве пришлось забыть.

Тем не менее Москве был нужен Новый Арбат. Поэтому о нем вспомнили уже через несколько лет после победы.

В те годы Москва еще залечивала раны. Но арокладка новой магистрали все равно развернулась от окраины к центру.

Предвоенные разработки оказались забытыми, а возможно, и попросту морально устаревшеми. Потому на совещании Архитектурного совета в марте 1951 года обсудили новые проекты.

Коллектив архитекторов и инженеров разработал несколько вариантов. Специалиств приняли трехпролетную конструкцию. Только такую могли себе позволить в СССР по экономическим и планировочным соображениям.

И несмотря на все, мост был особенным.  Потому что впервые в московской практике стальные пролеты выполнялись цельносварными.

Оформление моста, устоев и столбов было выполнено архитекторами Яковлевым и Сусоровым.

Строительство шло долго – с 1953 по 1957 год. Новый мост стал важным этапом создания западного въезда. Кутузовский проспект перешагнул через реку и в 1957 году вобрал в себя очередной отрезок, уже на левом берегу.

Проезд, проложенный на месте Новинского переулка, выводил магистраль к Садовому кольцу.

Но в 1963 году участок на левом берегу перешел к будущему проспекту Калинина. Он как раз строился в тот момент. И они, вместе с Кутузовским проспектом, образовали западный въезд в центр Москвы.

Интересно, что мост изначально именовался Новоарбатским. Однако после завершения строительства проспекта Калинина получил одноименное название. И только в 1993 году строению вернули его первоначальное имя.

А теперь — к фотографиям:

1. Проект Новоарбатского моста. Архитектор Н.Я. Колли, 1940 год.
2. Проект Новоарбатского (Калининского) моста. Инженер М. Руденко, архитекторы А. Душкин, К. Яковлев,1954 год.
3-4. Монтаж главного пролетного строения Новоарбатского моста, 1957 год.
5. Вид со стороны гостиницы «Украина», 1958 год.

Автор текста — Мария Купцова
____________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!