Москва ассоциируется у всех с разными символами. Кто-то сразу представляет Кремль и Красную площадь, кто-то — площадь трех вокзалов, метро. А для любителей фильмов Москва — это родина Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького.

Сегодня расскажем об истории создания!

Одна из старейших кинокомпаний в России открылась еще в 1915 году как киноателье «Русь». Создателем стал костромской купец-старовер Михаил Трофимов. Известно, что регулярное кинопроизводство началось в 1916 году.

Михаил Трофимов зарабатывал на строительных подрядах, но кино и театр были его страстью, и он очень хотел внести вклад в развитие искусства. Специально для киностудии он отстроил съёмочные павильоны и на открытии первого из них так и заявил:

«Не для прибылей я затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве… Кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр!».

Но всё-таки момент был выбран неспроста… В годы первой мировой войны ввели эмбарго на иностранные фильмы и литературу, и бросили все силы на развитие и пропаганду национального киноискусства. Все, кто занимался этим вопросом, получали государственную поддержку.

На тот момент в России работало около 20 киностудий, и «Русь» очень скоро стала самой передовой и процветающей. Только за первый год киноателье выпустило десять фильмов, в основном экранизации русской классики с участием ведущих актёров столичных театров.

В 1919 году киностудия выпустила фильм, который первым в СССР получил мировое признание — экранизация повести Льва Толстого «Поликушка» вошла в десятку лучших фильмов, показанных в Америке!

Годом раньше здесь был снят первый фильм в истории советского кино, который отправили на полку — киноповесть про антихриста «Девьи горы» показали всего один раз.

Но пришла революция. Из-за сложной ситуации в столице в 1918—1920 годах производство фильмов было перенесено в филиалы компании в Одессу и Ялту.

После падения правительства барона Врангеля в Крыму Трофимов эмигрировал, однако в 1924 году вернулся в СССР и стал одним из неформальных руководителей созданной на базе его киноателье кооперативной компании «Межрабпом-Русь» или кинематографический орган организации «Международная рабочая помощь» — «Межрабпом».

В этом статусе она выпустила один из самых знаменитых фильмов 20-х годов — экранизацию фантастического романа А. Толстого «Аэлита». Первый фантастический фильм СССР был настолько ярким явлением, что его даже обсуждали в правительстве и Академии наук.

Режиссёр «Аэлиты» Яков Протазанов подал ходатайство на показ фильма за границей. Он четыре года прожил в Европе и точно знал, что советскому кинематографу есть чем гордиться, однако ходатайство отклонили.

Уже через четыре года она начала менять свое название. Вот примерный список:

— с 1928 года — «Межрабпомфильм»;
— с 1936 года — «Союздетфильм»;
— с 1948 года — Московская киностудия имени М. Горького;
— с 1963 года — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
— в 1967 году ее наградили орденом Трудового Красного Знамени. Из-за этого название снова изменилось. Она стала «Центральной ордена Трудового Красного Знамени киностудией детских и юношеских фильмов имени М. Горького».

Такое ощущение, что переименование стало традицией для советской власти. Потому как в 1974 году киностудию наградили орденом Октябрьской Революции и снова изменили наименование. Он стал «Центральной ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени киностудией детских и юношеских фильмов имени М. Горького».

Но вернемся к основной истории.

В 1931 году на киностудии был снят первый звуковой фильм — «Путёвка в жизнь». Произошло это благодаря физику Павлу Тагеру и его системе звукозаписи «Тагефон», изобретение которой перевернуло всю киноиндустрию!

Но у звукового кино было немало противников, считающих, что оно убивает искусство. Кроме того, звук лишил работы многих актёров немого кино — оказалось, что их голоса звучат если не ужасно, то очень плохо, а дублировать тогда ещё не умели…

Прошло совсем немного времени, и в 1936 году киностудия совершила новую революцию — выпустила первый цветной фильм «Груня Корнакова». Несмотря на то, что окончательно цвет в кино пришёл ещё не скоро, осветителям, гримёрам и художникам по костюмам пришлось срочно искать новые подходы к работе.

В 1936 году уже «Союздетфильм» стал первой советской студией детского кино. Здесь сняли «Остров сокровищ», «Доктор Айболит», «Тимур и его команда», «Пятнадцатилетний капитан», а так же «Слон и верёвочка», «Первоклассница», «Похождения Насреддина» и одну из лучших экранизаций Островского «Бесприданница».

Однако, несмотря на название, прославило киностудию совсем не детское кино. В разные годы лидерами проката становились фильмы «Тихий Дон», «Офицеры», «…А зори здесь тихие», «Достояние республики», «Солдат Иван Бровкин» и «Маленькая Вера».

Уступали первые строчки, но всё равно собирали большую аудиторию: «Доживём до понедельника», «Дело было в Пенькове», «Живёт такой парень», «Белый Бим Чёрное ухо», «Три плюс два».

Всего на фильмы киностудии им. Горького в списке лидеров приходится около 28% процентов. И именно здесь был снят самый кассовый фильм за всю историю советского кино — боевик «Пираты ХХ века», и самый популярный многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны».

В 1973 году режиссёр Алла Сурикова, драматург Александр Хмелик и администратор киностудии Борис Грачевский придумали детский юмористический журнал «Ералаш». Он задумывался как детская версия сатирического киножурнала «Фитиль» и рабочее название нового проекта было «Фитилёк».

Название «Ералаш» придумалось уже во время работы над первыми выпусками, а бессменным директором киножурнала стал Грачевский. Премьера «Ералаша» состоялась в 1974 году и первым сюжетом была миниатюра «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. Сначала выпуски демонстрировались перед сеансами в кинотеатрах, а с конца 80-х киножурнал перешёл в телеформат.

И, конечно же, нельзя забывать и о периоде 1990-х. Тогда на киностудии вышли «Гостья из будущего», «Карнавал», «Вам и не снилось», «Однажды двадцать лет спустя» и скандальная «Маленькая Вера».

В разное время здесь работали такие прославленные режиссёры, как Яков Протазанов, Исидор Анненский, Александр Роу, Сергей Юткевич, Марк Донской, Лев Кулешов, Леонид Луков, Марлен Хуциев, Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий, Ричард Викторов, Вениамин Дорман, Марк Осепьян и другие.

4 декабря 2003 года киностудия была акционирована, получив еще одно новое название — Открытое акционерное общество «Творческо-производственное объединение „Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького“».

В 2015 году ей исполнилось 100 лет! Тогда на территории киностудии были заложены первые памятные знаки «Аллеи звёзд».

Киностудия является членом Ассоциации анимационного кино России (AAKР).

Сейчас в разных стадиях разработки и производства в 2021 году 15 новых игровых фильмов, 40 документальных и научно-популярных проектов.

С осени 2021 года на базе киностудии работает музей и киношкола, а также детский досуговый центр в рамках проекта GORKY PLUS].

В ноябре 2021 года Правительство Российской Федерации распорядилось выделить киностудии более 1,1 млрд рублей реконструкцию старых павильонов, возведение новых объектов, а также на обеспечение новым оборудованием. Модернизация должна завершиться к 2026 году.

А теперь — к кадрам:

1. Киноателье «Русь» в 1922 году. Здание находилось в нынешнем районе Аэропорт;
2. Михаил Трофимов, первая половина 20 века;
3. Афиша и объявление «Путевки в жизнь», 1931 год;
4. Эмблема киностудии «Межрабпомфильм»;
5. Кадр из первого цветного фильма «Груня Корнакова»;
6. Эмблема «Союздетфильма»;
7. Аллея звезд в 2015 году.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!