Нижегородский метрополитен

У этой подземки много интересных званий: третья в России, первая в Приволжском федеральном округе, десятая в СССР. Открылась же она 20 ноября 1985 года как Горьковский (ныне Нижегородский) метрополитен.

Проектирование метро в Горьком началось еще в 1970-м году. Этим занялись специалисты московского института «Метрогипротранс», и в конечном итоге утвердили план развития двух линий метрополитена, которые получили названия Автозаводско-Мещерская и Сормово-Нагорная. Сейчас это Автозаводская и Сормовско-Мещерская линии соответственно.

Первые сваи будущей подземки вбили в землю 17 декабря 1977 года — так стартовала персональная история станции «Ленинская». Кстати, строительство продвигалось довольно медленно: тратилось много времени на подготовку проектной документации, снос домов, перенос дорог и трамвайных путей. Проходка тоннелей от станции «Ленинская» началась, к примеру, только осенью 1978 года.

Первые станции Горьковского метрополитена проектировали местные архитекторы. Единственное исключение сделали для станции «Московская» — ее облик продумывал москвич, архитектор Виктор Александрович Черемин, создавший облики столичных станций «Багратионовская», «Выхино», «Тверская», «Коломенская» и многих других.

На первом участке протяженностью около 8 км открылись шесть станций Автозаводской линии: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции» и «Пролетарская».
Новые станции открылись в 1987 году — это были «Автозаводская» и «Комсомольская». В 1989 году общее количество станций стало 10 — добавились «Кировская» и «Парк Культуры». В 1990-м году город превратился из Горького в Нижний Новгород, и тут же изменилось название метрополитена.

В 1993 году появились станции «Канавинская» и «Бурнаковская», расположившиеся на Сормовско-Мещерской линии метрополитена. В 2002 году открылась станция метро «Буревестник» — она позаимствовала название у находящегося неподалеку ЦНИИ.

В 2012 году торжественно открылась станция «Горьковская» Автозаводской линии, одновременно поезда к ней пустили по метромосту через Оку — первому и пока единственному в городе. Его спроектировали еще в 1987 году, но воплотить проект в жизнь удалось только в 2009 году.

13 июня 2018 года открылась 15-я и пока последняя станция Нижегородского метрополитена — «Стрелка» на Сормовско-Мещерской линии метро.

Текст: Наталья Бисерова

mosmolnija.ru/obzory/interesno-o-metro-nizhegorodskij-metropoliten/