Сегодня мы решили рассказать вам о том, как устроен тоннелепроходческий комплекс метро. Секрет высокотехнологичных установок человек подсмотрел у природы.
Появлением ТПМК мы обязаны британскому инженеру Марку Брюнелю и корабельным червям, или терединидам. Брюнель долго наблюдал, как ловко моллюск прокладывает себе дорогу через древесину, углубляясь в нее с помощью раковины на голове, а позади оставляет слой извести, который не дает тоннелю замкнуться позади.
Щит Брюнеля был запатентован в 1818 году, а работать начал под Темзой в 1825-м. Грунт выбирали 36 шахтеров. Тогда не было адекватных способов борьбы с грунтовыми водами, поэтому наводнения неоднократно приводили к гибели рабочих.
Сегодня щит — это сложное высокотехнологичное оборудование. Но принцип работы не изменился за 200 лет (или за несколько миллионов, смотря кому отдать патент на изобретение — Брюнелю или червю). Рабочая зона щита углубляется в грунт, а по мере движения позади укрепляется тоннель, уже готовый к использованию.
Современные комплексы могут работать в самых сложных геологических условиях, в том числе в неустойчивых породах. Средняя скорость движения щитов сегодня — 250-300 метров в месяц, средняя стоимость — 13-15 млн евро.
В СССР при строительстве метро проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки участка метро между Театральной площадью и Лубянкой. На второй очереди подземки работало уже 42 комплекса. И именно советские инженеры первыми научились прокладывать наклонные тоннели.
Самый большой в мире щит сегодня работает в Гонконге — инженерное чудо диаметром 19 метров прокладывает одновременно четырехполосную автостраду и линию метро. Рекорд скорости принадлежит Ленинграду, где в 1981 году при строительстве метро за месяц прошли 1240 метров.
В Москве прижилась традиция давать тоннелепроходческим комплексам женские имена. Сегодня в столице трудятся «Лилия», «Катюша», «Полина», «Клавдия», «Ольга», «Валерия» и др.