Вы когда-нибудь слышали название водоёма «Лизин пруд»? Спрашивается, почему он назван в честь какой-то Елизаветы и при чем тут Николай Карамзин?
Сейчас все расскажем!
Удивительные факты начинаются прямо с его создания. Местные жители рассказывают, что пруд вырыл сам святой Сергий Радонежский, его племянник Фёдор, основавший рядом Симонов монастырь, и первые иноки обители.
Кстати, в память об этом водоем часто назывался Сергиевским, а иногда и Святым. Утверждалось, что он обладает целебной силой. В день Преполовения (праздник на 25-й день Пасхи) сюда ежегодно выходил настоятель монастыря с крестным ходом для освящения воды.
Есть также предание, что в Сергиевском пруду разводили рыбу для царя Алексея Михайловича, который неоднократно останавливался в Симоновом монастыре и жил в нём во время постов.
После того, как монастырские земли по указу 1764 года начали принадлежать государству, пруд по-прежнему оставался во владениях монастыря.
В 1770 году архимандрит Гавриил сообщал в Духовную консисторию, что в пруду разводят рыбу, около него находится монастырское подворье со строениями и кельей для сторожа, а люди уже больше 100 лет ходят к водоему за исцелением. Но уже в 1797 году пруд значился как не пригодный для ловли.
И вот историческое событие — в 1792 году Николай Карамзин написал повесть «Бедная Лиза».
В чем связь, спросите вы? В своей книге он первым указал читателям на красоту этих мест:
«Поезжайте в воскресенье… к Симонову монастырю… везде множество гуляющих… Еще не так давно я бродил уединенно по живописным окрестностям Москвы и думал с сожалением: «Какие места! и никто не наслаждается ими!», а теперь везде нахожу общества», — писал Карамзин.
Да и дальше действие разворачивалось рядом. Из повести следовало, что главная героиня — Лиза — жила в Симоновой слободе (в 150 метрах от Симонова монастыря) и утопилась в Сергиевом пруду.
Современники даже отзывались так:
«В часы досуга написав сказочку, он всю Столицу обратил к окрестностям Симонова Монастыря. Все тогдашние светские люди пошли искать Лизиной могилы».
А люди-то действительно пошли. Приезжавшие сюда на прогулку узнавали пруд по описанию в повести. И именно так он стал знаменит как Лизин, а о его древнем происхождении помнили лишь монахи и жители окрестных сёл.
Отдыхающие оставляли на деревьях надписи, такие как: «Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста! Топитесь девушки в пруду, всем будет место!». Но со временем и о Бедной Лизе стали забывать. А название прижилось.
В 1833 году в журнале «Телескоп» анонимный автор рассказывал о Лизином пруде, который он застал по-прежнему полным водой, но с засохшими дубами и несколькими изуродованными надписями берёзами. За водоемом находились остатки монастырской гостиницы, которую многие принимали за хижину Лизы.
Конечно, цивилизация брала свое. И вот уже в 19 веке земля вокруг пруда сдавалась в аренду крестьянам под огороды. Правда, с одним условием — чтобы те не препятствовали крестному ходу, совершаемому в день Преполовения.
А в начале 20 века эта земля стала застраиваться жильём разраставшейся Симоновой слободы. К сожалению, ее жители настолько загрязнили пруд, что он стал непригоден даже для купания. И из места, куда стекались поклонники творчества Карамзина, Лизин пруд стал местом сходок заводских рабочих.
Конечно, после Октябрьской революции ничего хорошего для этого места не могло произойти. Современники писали, что пруд находился в плачевном состоянии. Он превратился в чёрную, зловонную лужу, круглым пятном вдавившуюся в свои косые берега.
В итоге никто это терпеть не стал, чистить тоже, и пруд засыпали в начале 1930-х годов. Но в 1932 году он ещё существовал и на его берегу стояло здание школы фабрично-заводского ученичества.
Интересно, что тогда вода уже стала почище. И засыпа́ли пруд с трудом — ключи так и били. Три года пытались — ни в какую. Думали даже оставить и восстановить.
Но советское правительство без симпатии относилось ко всему, что осталось от Империи. Поэтому пруд с трудом, но засыпали.
А вместе с ним исчезли с карты Москвы Лизин тупик, ведущий к пруду, Лизина слободка, Лизинская железнодорожная ветка с товарной станцией Лизино и Лизина площадь, находившаяся к югу от пруда.
В конце 1970-х на этом месте было построено административное здание завода «Динамо».
Теперь — к историческим кадрам!
1. Вид Симонова монастыря со стороны Лизиного пруда. Литография с оригинала К. Рабуса, 1840-е годы;
2. Лизин пруд на Топографическом плане Москвы 1838 года;
3. Лизин пруд в начале 20 века;
4. Лизин пруд (справа сверху), Лизинская железнодорожная ветка и станция Лизино на карте 1915 года;
5. Лизин пруд и его окружение, 1930 год.
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews