Ну, что продолжим нашу эпопею, длиной почти в неделю. Сегодня у нас на очереди — 20 век. Как почта Москвы существовала в последние времена Российской Империи и первые годы после революции? Сейчас все расскажем.
Так, как мы помним из школьного курса истории, в 1905 году в нашей стране началась первая русская революция. В это время рядом со старыми зданиями почтового двора произошли массовые стычки бастующих почтовых служащих с полицией.
Потом это место использовали для проведения многочисленных митингов рабочих и студентов. Они, кстати, к осени 1917-го переросли в вооружённые столкновения.
После Октябрьской революции здания бывшего Демидова двора продолжали использовать как жилье.
Но и без перемен не обошлось. В 1931 году по проекту архитектора Касьяна Соломонова позади главного дома и конюшен возвели шестиэтажный корпус газетного почтамта в стиле конструктивизм. А через семнадцать лет вдоль Мясницкой улицы сбоку от главного здания пристроили дополнительное крыло.
Интересно, что в начале 20 века в составе Московского почтамта выделили отдельные 10 экспедиций. Они были размещены в главном здании и контролировали развозку корреспонденции.
В 1910-е годы кроме них, существовали ещё десять самостоятельных и семь особых подразделений. Также действовало около тридцати пяти городских почтовых отделений, две трети из которых были оснащены телеграфной связью.
Штат почтамта состоял из почт-директора и его помощника, экспедиторов, архитекторов, смотрителей зданий, присяжных, цензоров, врачей, фельдшеров, священников и других. Кстати, с 1913 года почт-директором был начальник Управления почт и телеграфов Владимир Похвиснев.
Но время шло, и устаревший комплекс почтамта не справлялся с увеличившимся количеством посетителей. Его конструкции обветшали. Поэтому в 1904 году к главному зданию пристроили два боковых флигеля по проекту архитектора Игнатия Залесского.
Интересно: что в этот период в стенах конторы действовало подразделение Охранного отделения МВД «Чёрный ряд». Они занимались перлюстрацией писем, а если по-простому, то читали и подвергали цензуре подозрительные, по их мнению, отправления.
Еще через шесть лет началась постепенная моторизация конторы. Почтамт подписал соглашение с экипажной фабрикой П. П. Ильина на поставку специализированных автомобилей. Так, к 1911 году в штате организации числилось два бортовых грузовика и 27 фургонов, мощность двигателей которых составляла 15—32 лошадиных сил.
Если говорить о самоцветных работе, то по состоянию на 1913-й Московский почтамт обрабатывал около 12% от всей корреспонденции страны!
Но, как мы уже сказали, комплекс зданий достаточно обветшал. Поэтому осенью 1910 года началось возведение нового здания Московского почтамта по проекту гражданского инженера Л. И. Новикова, состоявшего в должности главного архитектора ГУПТ МВД, и архитектора Оскара Мунца. Все работы шли при участии Леонида Веснина — будущего автора, например, интерьера станции метро «Пролетарская».
Строение возвели на месте двора усадьбы Лазарева. Задняя стена комплекса повторяла очертания старинного особняка.
Изначально предполагалось использовать для облицовки фасада кирпич двух оттенков. Это давало бы эффект чередования светлых и тёмных полос, как в византийской архитектуре. Но из-за внезапного подорожания кирпича на рынке было принято решение облицевать здание плитами искусственного камня под мрамор.
Леонид Веснин разработал новый вариант проекта, сохранив общую композицию Мунца. Центр фасада выделен ризалитом и увенчан куполом на барабане, напоминающим византийские храмы. Для работы над элементами скульптурного убранства Веснин предполагал привлечь скульптора Сергея Конёнкова. Но в итоге фасад вышел очень скромным, почти лишённым декора.
Центральную часть здания занял просторный операционный зал. Он почти повторял пространство Петербургского почтамта, который Новиков реконструировал ранее — в 1903 году.
Стальной каркас светового покрытия операционного зала был сконструирован и изготовлен Товариществом Санкт-Петербургского Металлического завода, а закалённое стекло для покрытия поставил Торговый дом «М. Франк и сын».
Есть легенда, что в работах также принял участие архитектор и инженер Владимир Шухов, автор знаменитых башен. Но, к сожалению, это не более, чем легенда.
Но вернемся к нашему рассказу.
14 мая 1912 года состоялось торжественное открытие нового здания. В комплексе также начала действовать первая экспозиция Музея почтовой связи, ликвидированная после Октябрьской революции.
Но прошло немного времени и в столице началась революция.
Во время Октябрьского вооружённого восстания комплекс почтамта и телеграфа на Мясницкой улице стал местом столкновений между юнкерами и красногвардейцами.
После утверждения конституции СССР 1924 года был сформирован Народный комиссариат почт и телеграфов, в ведение которого перешёл и Московский почтамт.
Интересно, что уже через два года в столице насчитывалось 35 отделений связи и девять железнодорожных подразделений.
В 1927-м телеграф перенесли в отдельное здание на Тверской улице. Тогда же в помещениях установили оборудование для механизированной обработки посылок.
А еще через год на базе восьмой газетной экспедиции и почтамтского отделения подписок начал действовать Центральный газетно-журнальный почтамт.
В 1929 году вышло новое «Положение о московском почтамте», регулировавшее работу организации. К началу 1930-х годов выделилось десять территориальных почтовых узлов:
— Бауманский,
— Замоскворецкий,
— Краснопресненский,
— Ленинский,
— Фрунзенский,
— Октябрьский,
— Сталинский,
— Пролетарский,
— Киевский,
— Сокольнический.
В этот период Центральный почтамт вошёл в состав Управления почтовыми предприятиями Москвы. В его ведении также находились смежные предприятия:
— управление почтовой связи в составе центрального обменного пункта,
— сортировочный узел,
— бюро обработки переводов,
— бюро контроля переводов и другие.
23 июня 1941 года работники Московского почтамта сформировали Главный военно-почтовый сортировочный пункт № 1. Он обеспечивал связью военные посты и линии фронта.
Организация находилась в подчинении Главного управления связи Красной армии.
Кстати, именно в середине 20 века от Московского почтамта отделились Прижелезнодорожный и Международный почтамты.
А теперь давайте посмотрим, как выглядело здание почтамта на Мясницкой улице:
1. Московский почтамт, 1910 год;
2. Потолок из стекла и металлических перекрытий над центральным залом московского почтамта, 1912 год;
3. Интерьер почтамта, 1924 год;
4. Киоск агентства «Связь» в Московском почтамте, 1924 год;
5. Улица Кирова у Почтамта, 1936 год.
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews