Доброе утро!

Вы знаете какое здание в Москве считают самым красивым?

Даже архитектор Ле Корбюзье был настолько впечатлен им, что предлагал сохранить его для потомков, а всю остальную Москву снести и построить на развалинах новый город.

Так вот, Дом страхового общества «Россия» и есть тот самый объект.

Дом заворожил не только Корбюзье, но и людей, от которых действительно зависела его судьба: с момента постройки его фасады сохранились почти без изменений.

Но что же находилось на его месте раньше?

В первой половине XVIII века тут располагалось подворье новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.

После его смерти подворье перешло в государственную казну.

В начале 1740-х годов императрица Елизавета Петровна дала распоряжение передать комплекс московскому почтамту. Когда организация переехала в другое место, там еще какое-то время жили ее сотрудники.

После победы в русско-турецкой войне здесь появилось круглое здание Царь-град, для панорамы «Взятие Плевны».

Павильон, в свою очередь, перестроили в народный театр «Скоморох».

Но здание недолго было Скоморохом, через пару лет театр закрылся из-за нехватки средств.

В конце 1890-х годов земельный участок приобрело страховое общество «Россия».

Эта организация появилась весной 1881 года по указу императора Александра III и стала самой известной страховой компанией Российской империи.

Страховые общества часто занимались строительством доходных домов, и «Россия» была одним из них.

Кстати, второй комплекс доходных домов, построенных «Россией», нам теперь хорошо известен как здания органов госбезопасности.

В целом, комплекс домов на Лубянке приносил страховому обществу «Россия» свыше ста шестидесяти тысяч рублей в год.

Строительство здания на Сретенке шло с 1899 по 1902 год.

Им руководили архитекторы Николай Проскурнин и Александр фон Гоген, а помогал им автор проекта московской гостиницы «Савой» — инженер и архитектор Виктор Величкин.

Дом возвели в стиле эклектики.

В состав комплекса вошли два разных по величине корпуса с внутренними дворами, соединенными оградой из чугуна по эскизу архитектора Оттона фон Дессина.

Фасады украсили фигурами мифических существ, людей и животных.

Интересной деталью является стилизованная готическая башня, похожая на Спасскую башню Кремля.

Ее оснастили часами и колоколом, который специально для этой цели отлили на заводе Павла Финляндского.

За великолепными фасадами, тем не менее скрывались не строгие и серьезные присутственные места, а обычный, просто очень красивый жилой дом.

Здесь были все доступные в то время удобства: автономная электростанция, отопление, системная вентиляция с подогревом, фильтрацией и увлажнением воздуха.

Комплекс зданий страхового общества «Россия» уже с момента постройки считался элитным жильем.

Изначально там поселились члены Государственной думы, врачи, ученые, адвокаты и актеры.

Средин них был врач Пётр Андреевич Лезин, который был большим любителем живописи.

В его доме устраивались вечера, на которых бывали литераторы, артисты и художники.

Кстати, в 1909 году в квартиру доктора Петра Лезина даже приходил художник Илья Репин: хозяин заказал у него свой портрет.

Надо сказать, здание интересно не только жильцами и их гостями, но и легендами.

Существует теория, что под комплексом на Сретенском бульваре имелся секретный подземный ход до Кремля и до еще одного здания страхового общества на Лубянской площади. Но этот факт остается неподтверждённым.

На фасаде можно заметить масонские символы в избытке. Здесь есть где разгуляться людям, склонным к построению конспирологических теорий.

Один из таких символов — крупная саламандра с красными глазами, которая расположилась снизу балкона дома.

Такой образ часто использовали в своей символике алхимики.

Другой балкон поддерживают чугунные летучие мыши, а по всему фасаду разбросаны химеры.

К сожалению, эти детали достаточно мелкие, с улицы рассмотреть их в подробностях довольно сложно.

Много на здании декоративных элементов в форме морской раковины — тоже непрямые, но часто встречающиеся признаки принадлежности к масонству.

Некоторые окна обрамляют две колонны, которые изначально были выкрашены в белый и черный цвета – так называемые «Яхин и Боаз». По легенде, в притворе Первого иерусалимского Храма стояли такие колонны.

Зачем же авторы так демонстративно использовали всю эту символику?

Скорее всего из-за моды на масонство, его символы в то время все еще завораживали творческих людей.

Но кроме мистики людей ещё привлекал и цвет строения.

Представляете, что дом раньше был ярко красного цвета, а не белого?

Значительные изменения коснулись только цвета, но не само строение.

К примеру, в целости остались студии со стеклянными крышами на верхнем этаже.

Как раз там и располагались чердачные помещения под мастерские художников в середине 1960-х годов.

В доме также располагались коммунальные квартиры, но их стали расселять во второй половине ХХ века.

Несмотря на многочисленные перепланировки кое-где и сегодня можно отыскать лепнину на потолке или вековые камины.

В настоящее время дом остается жилым и его можно свободно рассмотреть не только снаружи, но и внутри: здесь начали проводить экскурсии.

Посмотрим фотографии:

1. Дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, 1905 г.
2. Ворота дома Страхового общества «Россия», 1968 г.
3. Ворота в 1968 г. с другой стороны.
4. Дом страхового общества «Россия», 1985-1990 гг.
5. Во дворе, 1975-1985 гг.
6. Спецстоянка у домов страхового общества «Россия», 1981 — 1988 гг.
7. Дом в 1988 г.
8. Сохранившийся камин в одной из квартир, 2013 г.
9. Здание в 2017 г.
10. Саламандра с красными глазами на фасаде, 2022 г.

Автор — Елизавета Дмитриева
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях