П. Гурьева
В России долгое время деревянные дорожные одежды являлись практически единственным типом искусственных покрытий на главных улицах русских городов, а также на отдельных труднопроезжаемых участках загородных дорог. Конструкция бревенчатой мостовой на протяжении веков не менялась. Устраивали настилы из широких плотно пригнанных друг к другу стесанных брёвен-плах, уложенных по трём продольным длинным тонким брёвнам — лагам. Ширина плах иногда достигала 1 м. Их поверхность была тщательно выровнена, а внизу сделаны выемки для плотного прилегания к лагам. Когда деревянные настилы изнашивались, их устраивали заново, обычно оставляя старые настилы в земле. Так, при раскопках в Новгороде в культурном слое, относящемся к 10–15 векам, было найдено 25 настилов.
Новое решение по использованию дерева в строительстве дорог в 1820 году предложил инженер путей сообщений В.П. Гурьев. Его модель сосновой шашки (торца) стала широко применяться в России и за рубежом.
Первая деревянная торцевая мостовая была построена в Петербурге на Невском проспекте и Дворцовой набережной. В конструкцию дорожной одежды такой мостовой, как представлено в докладе В.П. Гурьева «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний», входили:
1. Уплотнённые профилированные грунты.
2. Слой основания из гравийных или щебёночных смесей.
3. Слой песка 5–8 см.
4. Слой деревянной шашки (торцов высотой 18см и шириной 25,4 см, соединённых деревянными штырями), который осмаливали и посыпали песком.
Торцы Гурьева вызвали огромный интерес в ряде европейских стран и Соединённых Штатах Америки. Так, в Англии шестигранные деревянные блоки были успешно опробованы на улицах Манчестера и Лондона. А в 1833 году в Бостоне специальный городской уполномоченный Джорж Смит выступил с докладом перед советом старейшин и предложил «секретный метод строительства тротуаров из дерева» по технологии Джентльмена Гурьева из Петербурга. Преимущества деревянной мостовой перед каменной виделись в возможности снизить шум от движения и сделать дорогу чище. На основании доклада совет старейшин поручил Смиту опробовать «русский метод».
В дальнейшем деревянные дорожные покрытия широко использовались в США, где получили название «покрытия С. Николсона», который в 1848 г. описал процесс укладки деревянных блоков. Особое внимание уделялось швам, которые заливали асфальтом, цементом и т.п. А сами торцы пропитывались антисептиком для предупреждения быстрого гниения.
При всех своих достоинствах деревянная торцевая мостовая имела серьёзные недостатки: недолговечность (каждые 7 лет требовался ремонт) и пожароопасность. Кроме того, в случае наводнения торцы всплывали, и мостовая разрушалась. В Петербурге полное разрушение покрытия случалось несколько раз. Например, в 1924 году наводнением смыло 341 тыс. кв. м покрытия из торцевой шашки.
С появлением на дорогах автомобилей деревянные торцевые мостовые начали отходить на второй план и вскоре совсем перестали строиться. Но дерево и сегодня используется в дорожном строительстве. Деревянные настилы применяются при строительстве дорог на болотах и в условиях повышенной влажности грунтов. Особым спросом в таких условиях пользуется лиственница. Её древесину отличает уникальная особенность: во влажной среде она не только не гниёт, наоборот, минерализуется и становится твёрдой как бетон.
Фото 1. Выплывшая после наводнения мостовая в Петербурге (1924 г.)
Фото 2. Укладка деревянного дорожного покрытия. Начало 20 века, Питсбург
Фото 3-4. Виды укладки деревянных мостовых.
Источник: Кузнецова А.П. История дорожных одежд.