История деревянных мостовых инженера В.

П. Гурьева

В России долгое время деревянные дорожные одежды являлись практически единственным типом искусственных покрытий на главных улицах русских городов, а также на отдельных труднопроезжаемых участках загородных дорог. Конструкция бревенчатой мостовой на протяжении веков не менялась. Устраивали настилы из широких плотно пригнанных друг к другу стесанных брёвен-плах, уложенных по трём продольным длинным тонким брёвнам — лагам. Ширина плах иногда достигала 1 м. Их поверхность была тщательно выровнена, а внизу сделаны выемки для плотного прилегания к лагам. Когда деревянные настилы изнашивались, их устраивали заново, обычно оставляя старые настилы в земле. Так, при раскопках в Новгороде в культурном слое, относящемся к 10–15 векам, было найдено 25 настилов.

Новое решение по использованию дерева в строительстве дорог в 1820 году предложил инженер путей сообщений В.П. Гурьев. Его модель сосновой шашки (торца) стала широко применяться в России и за рубежом.
Первая деревянная торцевая мостовая была построена в Петербурге на Невском проспекте и Дворцовой набережной. В конструкцию дорожной одежды такой мостовой, как представлено в докладе В.П. Гурьева «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний», входили:

1. Уплотнённые профилированные грунты.
2. Слой основания из гравийных или щебёночных смесей.
3. Слой песка 5–8 см.
4. Слой деревянной шашки (торцов высотой 18см и шириной 25,4 см, соединённых деревянными штырями), который осмаливали и посыпали песком.

Торцы Гурьева вызвали огромный интерес в ряде европейских стран и Соединённых Штатах Америки. Так, в Англии шестигранные деревянные блоки были успешно опробованы на улицах Манчестера и Лондона. А в 1833 году в Бостоне специальный городской уполномоченный Джорж Смит выступил с докладом перед советом старейшин и предложил «секретный метод строительства тротуаров из дерева» по технологии Джентльмена Гурьева из Петербурга. Преимущества деревянной мостовой перед каменной виделись в возможности снизить шум от движения и сделать дорогу чище. На основании доклада совет старейшин поручил Смиту опробовать «русский метод».

В дальнейшем деревянные дорожные покрытия широко использовались в США, где получили название «покрытия С. Николсона», который в 1848 г. описал процесс укладки деревянных блоков. Особое внимание уделялось швам, которые заливали асфальтом, цементом и т.п. А сами торцы пропитывались антисептиком для предупреждения быстрого гниения.
При всех своих достоинствах деревянная торцевая мостовая имела серьёзные недостатки: недолговечность (каждые 7 лет требовался ремонт) и пожароопасность. Кроме того, в случае наводнения торцы всплывали, и мостовая разрушалась. В Петербурге полное разрушение покрытия случалось несколько раз. Например, в 1924 году наводнением смыло 341 тыс. кв. м покрытия из торцевой шашки.

С появлением на дорогах автомобилей деревянные торцевые мостовые начали отходить на второй план и вскоре совсем перестали строиться. Но дерево и сегодня используется в дорожном строительстве. Деревянные настилы применяются при строительстве дорог на болотах и в условиях повышенной влажности грунтов. Особым спросом в таких условиях пользуется лиственница. Её древесину отличает уникальная особенность: во влажной среде она не только не гниёт, наоборот, минерализуется и становится твёрдой как бетон.

Фото 1. Выплывшая после наводнения мостовая в Петербурге (1924 г.)
Фото 2. Укладка деревянного дорожного покрытия. Начало 20 века, Питсбург
Фото 3-4. Виды укладки деревянных мостовых.

Источник: Кузнецова А.П. История дорожных одежд.

История деревянных мостовых инженера В.

История деревянных мостовых инженера В.

История деревянных мостовых инженера В.

История деревянных мостовых инженера В.

История деревянных мостовых инженера В.

История деревянных мостовых инженера В.

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях