И свысока на нас взирает могучих львов прекрасный лик…

Мы нередко встречаем украшения в виде барельефных масок – анфас человека, морду льва или другого животного, мифологическое существо – на фасадах старинных особняков и даже на современных зданиях. Это и есть маскарон. Слово пришло из французского mascaron, а его корень mask– из латинского, что в переводе означает дух или призрак.

Первоначально маскам придавалось исключительно сакральное значение. Устрашающие маски во время погребального обряда были призваны охранять путь умершего к новому месту обитания. С маской были связаны и жертвоприношения – часто во время ритуальных действий жрец надевал ее, чтобы настроиться, духовно обогатиться и ощутить себя в обличье того, кого люди боялись и перед кем преклонялись.

Здесь уместно вспомнить греческий миф о Горгоне Медузе, взгляд в лицо которой превращал героев в камень. Как помним, лишь Персей справился с ее чарами, показав чудовищу ее собственное отражение в зеркале. Увидев столь злобный образ, она сама окаменела. Зооантропоморфные мистические маскароны и по сей день украшают замковые камни или фасады зданий, отпугивая нечистых помыслом.

В период становления человеческого общества – палеолита и неолита – существовал культ черепов. Черепа благодетельных предков бережно хранились вождями племен или шаманами и использовались для магических ритуалов. Чтобы придать им человеческие черты, люди покрывали черепа глиной, смолой или другими, в том числе красящими, материалами и использовали такие «очеловеченные» маски-черепа в качестве апотропея – для «отведения несчастий».

Начиная с древнего Египта, маски стали нести декоративную функцию – они венчали, как правило, капители колонн.
В древнегреческой культуре маскарону так же отводится особое место. В доме зажиточного патриция посмертные маски (и бюсты) его ушедших навсегда родственников занимали почетное место, «проживая» параллельную жизнь с хозяином дома. Маскамронами же украшали саркофаги при погребении, а еще использовали в качестве декора: например, акротериев для украшения углов зданий, капителей и просто стен, венчали триумфальные арки и пирамидальные центральные камни в сводах и арках (их еще называют замковыми камнями). Боги, мифические существа, львы и другие животные, императоры – такова тематика того периода .

С этих пор маскарон твердо вошел в ряд популярных приемов декора фасада. Трогательные в своей простоте маскароны средневекового искусства, горгульи и химеры готических соборов (вспоминаются химеры Собора Парижской богоматери (Париж), Кельнский собор (Германия) или Музее естествознания (Лондон)), прекрасная эпоха Возрождения и, конечно, декор классической европейской архитектуры.

В петровские времена мода на украшение фасадов маскаронами пришла и в Россию. В Петербурге были особенно популярны морды львов и изображения Нептуна. Располагая их не только над дверными или оконными проемами, под эркерами и консолями балконов, но и как декор фонтанов — в таких случаях пасть льва или рот Нептуна служили изливом и извергали воду.

Не всегда архитектор стремился сделать маскароны грозными и отпугивающими — они могли быть романтической, комической или нейтральной направленности. Встречаются амурчики, фавны (классицизм), милые женские головки с развевающимися кудрями (модерн), гротескные маски (барокко).

Особое место – гордому и всесильному царю зверей льву. Рычащая, величавая, хладнокровная, морда льва венчает и доходный дом, и особняк состоятельного гражданина, и фасад государственного учреждения. Будучи в Питере, прогуляйтесь к маскаронам львов: 2-ая линия д. 29 (Доходный дом И.Ф.Смирнова), 1-ая линия д. 4 (особняк купца Г.А.Корпуса), 2-ая линия д. 23 (дом купца П.Я. Бекеля), 11-ая линия д. 8 (здание бывшей Морской академии). Богата маскаронами и Москва: девичьи лики на ул. Сергия Радонежского 7 или Остоженка 24, или на Пятницкой 33 (здание посольства Танзании).

Эра маскаронов заканчивается с началом 20-го века, поскольку советское правительство не приветствовало использование лесных божеств, демонов и пышноволосых красавиц на фасадах новых построек и замковых камнях. Нельзя сказать, что про маскароны забыли совсем — истоки масок для театра — в древнегреческих традициях театральных масок из терракоты, поэтому они более чем уместны по тематике для фасадов театров или культурных центров. Для здания библиотеки, музея, госучреждения лики греческих богинь или львов оказались более чем универсальными, вот почему вопрос об их запрете даже не стоял.

В 90-х годах прошлого века архитекторы вспомнили о скульптурных элементах украшения и стали активно возрождать традицию размещения маскаронов на новейших постройках. Приятно осознавать, что маскароны еще живы, они рычат, хохочут и страдают, останавливая на себе взгляд небезразличных прохожих.

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН

МАСКАРОН