Павильон «Эспри Нуво» оказался в одном ряду с бутылкой Кока-Колы, мини-юбкой, первым спутником СССР, плеером и Айфоном.
Британский критик Стивен Бейли составил список предметов, которые за последние 100 лет определили облик мира. Спецпроект CNN призван показать, что «хороший объект — это не только красивая картинка, хороший объект меняет всё вокруг себя».
Из архитектуры в список прошел только павильон газеты «Эспри Нуво», «великий манифест, поворотная точка в истории современных интерьеров и новый рубеж в развитии архитектуры». Именно на примере этого павильона Ле Корбюзье представил концепцию жилой ячейки и идею «машины для жилья», во многом определивших архитектуру ХХ века.
Павильон строили к всемирной выставке в Париже 1925 году. Той самой, на которой впервые выставлялось и новое советское государство со зданием по проекту Константина Мельникова. И если от павильона СССР все ожидали архитектуры нового времени, то проект Ле Корбюзье подвергли суровой критике. Вот как сам архитектор описывал открытие в автобиографии:
В 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже павильон «Эспри Нуво» окружен атмосферой непримиримой враждебности и недоброжелательства.
На пригласительной карточке, розданной в день открытия выставки, было сказано, что этот павильон «наиболее трудно разыскать на выставке». Председатель международного жюри (один из великих французов) ответил своим иностранным коллегам, потребовавшим присуждения Гран При павильону «Эспри Нуво»: «Здесь нет никакой архитектуры!».
Спустя 90 лет ЮНЕСКО не согласится с тем великим французом и включит 17 построек Ле Корбюзье в список всемирного наследия, как проекты, которые «отражают новый язык архитектуры и представляют собой конструктивный ответ на проблемы XX века».