Тяга дымохода — это естественный аэродинамический процесс движения воздуха из зоны повышенного воздушного давления в зону пониженного воздушного давления через вентиляционный канал дымохода.
Благодаря наличию этого явления человечество уже несколько тысяч лет и до сегодняшнего дня создает различные технические приспособления для эффективного сжигания различных видов топлива: печки, камины, котлы. И качество сжигания тем лучше, чем адекватнее будет тяга в дымоходе.
Научившись регулировать и управлять тягой можно повысить качество обогрева собственного жилища и снизить его затраты.
Из вышеизложенного следует, что дымоход является полноценным, постоянно работающим проводником воздуха в жилище, а в некоторых нежелательных случаях и из него, не зависимо от отопительного сезона. И каждый кто заботится о качестве собственной жизни не будет пренебрегать банальной тягой в дымоходе.
Факторы влияющие на тягу
Любые факторы влияющие на плотность воздуха внутри жилища и во вне будут влиять на тягу в дымоходе. Их условно можно разделить на три группы.
Факторы внутри жилища — материал из которого построен дом (натуральный — дышит, искусственный — не дышит), средняя температура по дому, объем всего жилого воздушного пространства взаимодействующего с поддувалом отопительного устройства, число постоянных жильцов, наличие дополнительных источников потребляющих кислород внутри жилища — плиты, калориферы, способ и регулярность проветривания и вентилирования помещения.
Двойная тяга
Факторы внешней среды: температура, атмосферное давление, влажность, активность конвективных потоков — направление воздушных масс вверх от земли, наличие явлений изотермии — отсутствие движения воздуха вследствие равенства температуры воздуха не зависимо от высоты, бывает кратковременно утром, вечером и в пасмурную погоду, и инверсии — холодные слои воздуха опускаются вниз — вечернее время и всю ночь, ветер и др.
Факторы связанные с конструкцией дымохода: внутренний или внешний, прислонен к внутренней внешней стене или внутри дома, его протяженность, ровность, гладкость, высота, форма, диаметр, утепленность.
Первая группа факторов — условно управляема, за исключением уже готовой конструкции дома, вторая — не управляема, но под нее приходится подстраиваться, а третья группа — это главный эффективный инструмент работы по обеспечению комфорта жилища, и того какой ценой он будет вам доставаться. От него будет зависеть насколько вы сумеете преодолеть все невыгодные для вас в настоящий момент аэродинамические условия, и сумеете максимально приспособить их для своих нужд. Кто управляет тягой в дымоходе — управляет комфортом и частью собственного бюджета, который в прямом смысле улетает “в трубу” на “ветер”.
Проверка тяги
Существующую тягу можно проверить по отклонению пламени зажженной спички, зажигалки, дыма сигареты, полотна туалетной бумаги. Производить проверку надо в дневное время, во избежание наложения природных эффектов изотермии и инверсии. Направление внутрь канала дымохода — тяга есть, без отклонения — тяги нет, в сторону от канала внутрь помещения — тяга есть, но она опрокинутая, т.е., бесполезная для нужд отопления, ее нужно каждый раз переворачивать, это дополнительные затраты на прогрев трубы, что свидетельствует о дефектах или недоработках в конструкции дымохода: высота, диаметр, утепленность.
Расчет тяги
Тяга обусловлена разрежением воздушной смеси в дымоходе. Существуют приборы для расчета разрежения в дымоходе. Их используют при сдаче в эксплуатацию строительных объектов. Приборы дорогие: например, “Индикатор расхода и тяги «ИриТ-4» стоит 760 $. Существуют сложные формулы для расчета тяги. Они основаны на параметрах высоты и диаметра дымохода, разности температур внутри помещения и снаружи. Полученный результат в обоих случаях даст приблизительное представление об уровне разрежения в дымоходе: меньше 2 Па — 1, 2, 3 уровень разрежения, на уровне 2 Па — 4 уровень, и больше 2 Па — 5, 6 уровень. Точный расчет возможен только в лабораторных условиях.
Расчет для собственных нужд по формулам нецелесообразен т.к. по факту наличие тяги в дымоходе, определенной одним из вышеописанных методов — это свидетельство разрежения на уровне минимум до 2 Па, точнее не скажет никто, даже при наличии прибора.
Важнее добиться эффективного наращивания тяги в процессе эксплуатации существующего дымохода.
Как улучшить тягу, если плохая
Если базовые условия дымохода не соблюдены, см. статью «Наружный дымоход своими руками», то довести их до базовых: высота по отношению к коньку крыши, диаметр не меньше выходного отверстия котла, или не менее 1\10 площади входного экрана камина, адекватное утепление, минимальная протяженность горизонтальных или наклонных участков дымохода, максимальная сглаженность внутренней поверхности дымохода, форма внутреннего сечения близкая к кругу или овалу, хуже, если квадрат и тем более прямоугольник.
Обязательно для каждого устройства-теплогенератора использовать отдельный дымоход. Использование одного дымохода для нескольких теплогенератов возможно при поочередном применении. Использование дефлекторов, дымососов для усиления тяги запрещено, т.к., временная польза от их наличия может стоить жизни при выходе их из строя.
Для улучшения плохой тяги следует предпринять следующие действия:
Прочистить дымоход для чего использовать железный шар или пластиковую 2-х литровую бутылку наполненную водой, подвешенные на металлическом тросе. Опускать вниз по трубе до упора, а затем приподнять на 1,5-2 метра от препятствия и отпустить для пробивания затора. Так действовать до самого низа дымохода по всей длине.
Загерметизировать зоны травления дыма и негерметичные стыки по ходу дымохода.
Очистить флюгарку от грязи или наледи, или отремонтировать ее, если она неисправна.
Создать дополнительный эффективный подпор воздуха из внешней среды, за счет дополнительной вентиляции или проветривания помещения.
Возможно за счет теплого воздуха других прилегающих помещений этого или других этажей, для чего раскрыть все возможные двери.
Создать дополнительное разрежение в дымоходе за счет предварительного прогрева его воздушного столба сжиганием 1-2 газет, или направив струю тепловентилятора внутрь трубы, на этапе розжига.
Избыточная тяга в каминах и котлах для твердого топлива будет проявляться чрезмерным звуковым гулом из дымохода, возникающим от собственных турбулентных завихрений, из-за ускорения движения газово-дымовой смеси, а так же ярко белым пламенем горения сжигаемых материалов.
В этом случае необходимо, наоборот, тягу снизить. Для этого используют противоположные действия: задвижку на дымоходе прикрывают, приток воздуха и вентиляцию ограничивают. А на завершающих этапах, после полного сгорания топлива полностью закрывают задвижку.