Вообще датой появления транспорта принято считать запуск конки, впервые вышедшей на маршрут 7 июля 1872 года. Но на самом деле история перевозок началась намного раньше.
Линейки и конки
Извозчики появились в Москве еще в 16-17 веках. К 19 веку извоз стал профессией, а количество извозчиков приблизилось к пяти тысячам. С 1847 года в Москве организовали движение экипажей по определенным маршрутам, их в народе стали называть линейками. Линейки москвичи не любили. Повозки выглядели грязными, а лошади – измученными. Более надежным видом общественного транспорта стали конки – открытые и закрытые вагоны, которые лошади тянули по путям.
Трамваи
Московские трамваи изначально были паровыми и использовались только на окраинах. Движение электрических трамваев запустили весной 1899 года. Скорость трамваи развивали приличную – до 25 километров в час, обгоняя конки и частные экипажи. После революции трамвай становится любимым видом транспорта москвичей. В 1918 году протяженность путей достигает 323 километра, а число вагонов — 475 штук. После войны трамвайная сеть достигла максимальной протяженности – 560 километров. А с 1959 года на столичных улицах появилась модель «Татра-Т2», а затем выпустили «Татру-Т3». Сегодня на смену старым вагонам пришел «Витязь-Москва», разработанный специально для столицы. К 2024 году трамвайный парк полностью обновят.
Автобусы и маршрутки
Первый городской автобусный маршрут заработал только в 1924 году, а активное развитие автобусное сообщение получает в 1950–1960-е, с началом массовой застройки новых районов. В 1980-е на долю автобуса приходилась треть всех перевозок общественным транспортом. Ежедневно ими пользовались около 3,3 миллиона пассажиров, а протяженность маршрутов превышала шесть тысяч километров. В 30-х годах в Москве появились и маршрутки. В начале 2000-х годов число маршруток в городе уже превышало количество автобусов, но качество такого транспорта не отвечало запросам города. В 2015–2016 годах в Москве реформировали систему общественного транспорта, а маршрутки ушли в прошлое, за проезд никто уже не передает.
Троллейбусы
Первая троллейбусная линия 15 ноября 1933 года связала Тверскую Заставу и мост Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе. Уже через год троллейбусы ходили по Арбату до Дорогомиловской заставы, а еще через два года появился маршрут Б – от Кудринской площади до Курского вокзала. К лету 1941 года в Москве действовало 17 троллейбусных маршрутов, а основное развитие «рогатых» пришлось на 1960–1972 годы. В 2010–2018 годах для обновления парка было закуплено около 600 троллейбусов.
Электробусы.
В прошлом году на улицы вышли электробусы. С сентября 2018 года они перевезли более семи миллионов пассажиров. Электробус не вредит экологии, двигается почти бесшумно и заряжается на конечных остановках, что делает его более мобильным, чем троллейбус. Сегодня более 140 электробусов задействованы на девяти маршрутах. Маршрутная сеть инновационного транспорта продолжит расширяться, в общей сложности до конца года в город поступят 300 электробусов.
Метро
В прошлом веке метро дало новый толчок развитию системы общественного транспорта. 15 мая 1935 года открылся первый участок от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Развитие метрополитена проходило без затяжных пауз, даже во время войны стройка не останавливалась. Но сейчас темпы прокладки метро беспрецедентны. Радиальные ветки продлевают за МКАД, строится Большая кольцевая, развивается наземное метро. К 2023 году будут построены еще десятки станций. Доехать до аэропорта Внуково можно будет по Калининско-Солнцевской линии, а в Северный придет Люблинско-Дмитровская линия. Замкнется и Большое кольцо метро.
МЦК и МЦД
Сейчас Москва работает и над интеграцией железной дороги в городскую транспортную сеть. Открывшееся в 2016 году Московское центральное кольцо сразу стало популярным. С МЦК можно пересесть на 23 станции радиальных линий метро и на девять железнодорожных платформ, а также на наземный транспорт. Еще один шаг – создание Московских центральных диаметров, два из которых — МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – Подольск уже запущены. Разрабатывают еще три маршрута: МЦД-3 Зеленоград – Раменское, МЦД-4 Железнодорожный — Апрелевка, МЦД-5 Пушкино – Домодедово.